Колумнист «Вечернего Телеграма» Сергей Олешко и его «Записки дворника» рассказ о том, каково это, работать дворником в российской провинции.

День 371: Итоги года. Позор семьи.


Отработал дворником год. Попробую разложить по полочкам чувства и мысли об этом опыте.

Сколько раз хотел уволиться: 0. Сколько раз хотели уволить меня: тоже ни разу. Сколько было жалоб: вроде как зимой один раз из-за того, что вовремя не посыпал дорожки песком. На Пикабу кто-то написал, что живёт в доме, вокруг которого я убираюсь, и ему не нравится, как я это делаю.

Многим кажется, что я хороший дворник. Из чего люди делают такое заключение? Никому не показываю, как убираюсь, не присылаю отчётные фото. Веду блог, и этого достаточно, чтобы люди считали меня добросовестным работником. Можно языком молоть, а не мешки ворочать, и это сойдёт. Работа дворником похожа на работу в маркетинге и инфобизнесе.

Пишу заметки. Они мне нужны, чтобы продолжать работать.

Многие мои описания и рассуждения люди принимают на свой счёт. Я это понимаю. Это, как если бы я критиковал пруд за утиное кряканье, а обиделись бы черепахи, выдры и карасики. Я пишу про тех, кто мусорит, но это задевает тех, кто сохраняет чистоту.

За год ни разу не сходил в отпуск и не собираюсь. Работаю через день и это не сильно утомляет. Такой график освободил кучу времени для проведения лекций, встреч в книжном клубе, клубе дебатов и клубе ораторов, для йоги, хождений по врачам, творчества и бытовухи.

Один раз получил премию. Вроде как на этом настояли жильцы одного из домов. Премия – 5000 и это прямо дофига, учитывая зарплату в 17400. Правда это было как раз перед одним из перформансов, так что, может быть, больше премий мне не видать.

Но самой большой наградой было приветствие от мальчишки лет десяти. Ранним утром он шёл в школу, подошёл ко мне, остановился, сказал: «Здравствуйте!», и протянул руку. Я растерялся и забыл все слова, но хоть вовремя собрался, чтобы перчатку снять. Мальчик стоял и смотрел мне прямо в глаза. Светловолосый ангел.

За год пересобрал режим сна и бодрствования. Вставал в 7 и в 8 шёл убираться. Сейчас встаю в 4, и в 5 я уже на улице. Планирую со временем сдвинуть пробуждение на 3 часа ночи. Ложусь обычно в 21-22. Чтобы легче засыпать, перестал тренироваться по вечерам и хожу в спортзал в выходные дни в 8-9 утра.

Несколько раз пытался понять отношение родителей к моей работе дворником, но те постоянно сливаются. Обычно говорят, что им всё равно, лишь бы мне было нормально. Мама и папа просили скидывать им интервью со мной и репортажи. Присылал и они читали, но никак не комментировали. Только однажды папа написал: «И за какие такие грехи ты себя так наказываешь?».

Ещё однажды мама в ответ на новости о миграционной политике сказала, что выходцы из центральной Азии должны подметать улицы. Учитывая мамину неприязнь к иностранцам, сделал вывод, что она видит работу дворником унизительной. Грязная работёнка, которой должны заниматься мигранты.

Если сложить папин и мамин комментарии, то выйдет такое себе отношение к работе их сына. Понимаю их. Будь я родителем, я бы хотел дать ребёнку всё самое лучшее, что сумел понять и накопить за жизнь. Все самые светлые мысли, самые полезные навыки, накормить самой вкусной едой, дать лучшие возможности, устроить лучшим образом. Всего этого родители мне дали с избытком: репетиторы, престижный вуз, поездки за границу и т.д. Своим нетипичным трудоустройством я словно осквернил все их ценности и опрокинул вложения. Сделка не состоялась. Позор семьи.

Не знаю, сколько ещё буду работать дворником. Где-то на периферии сознания маячат мысли, а не попробовать ли себя социальным работником. Примерно так же мысли о подметании улиц впервые закрякали 4 года назад. Простая математика говорит, что года на 3 меня ещё хватит. Никто меня никуда не переманивает, ничего не предлагает, да и сам дёргаться не хочу.

Подметать улицы — норм тема.

==============

В своём сообществе Сергей собирает донаты на покупку тёплого костюма и тёплых рабочих ботинок на зиму. Помочь дворнику одеться теплее, чем может предложить работодатель, можно здесь.