Филолог, преподаватель по спичрайтингу Сергей Олешко и новый выпуск его колонки «О философии без душноты»:

Вникаем в феминизм с помощью сбитого велосипедиста, писающего Адама и философии Симоны де Бовуар.

Эта загадка десятилетиями ставила людей в тупик:

Мужчина увидел, как автомобиль врезался в его сына, который катался на велосипеде. Мужчина подхватил мальчика, положил на заднее сидение автомобиля, и рванул в больницу. Когда мальчика доставили в врачам, раздался крик хирурга:
— Господи! Это же мой сын!

*** Как такое возможно?

Тра-та-та-та! Хирург — мать мальчика. Сегодня такой загадкой вряд ли кого-то смутишь. По статистике на 2020 год: женщины–врачи занимают более 70% должностей в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения России. И за это мы должны быть благодарны философии феминизма, распространившейся в XX веке.

В 2003 году радиостанция BBC провела опрос среди своих слушателей, кого они считают величайшим философом XX века. В лидирующую двадцатку не вошла ни одна женщина, а победил Карл Маркс. Женщины-философы были в ярости. Они вспомнили Гипатию из Древней Греции, средневековую эссеистку Хильдегарду Бигенскую, а ещё Ханну Арендт, Айн Рэнд, да много кого. Но обиднее всего было за мыслительницу Симону де Бовуар.

В 1949 году Симона де Бовуар пишет книгу «Второй пол», в которой объявляет, что никакой природной женственности нет. По мысли де Бовуар, женственность подобна смирительной рубашке, которую мужчины набрасывают на слабый пол. На самом деле женщина вольна сама решать, что значит быть женщиной.

Главная идея мыслительницы — женщиной не рождаются, женщиной становятся. Женщиной нельзя стать просто по факту рождения. Общество выдвигает по отношению к женщинам огромное количество требований. При этом стандарты меняются очень быстро, а многие вообще противоречат друг другу. Статус настоящей женщины нужно заслужить и это не так просто.

Насколько вообще прочна идея женственности? Неужели тип репродуктивной системы, который выпал нам при рождении, никак не влияет на половую идентификацию? Некоторые феминистки, вдохновлённые идеями Симоны де Бовуар, считают именно так.

Являются ли традиционные гендерные роли изобретением общества? Или же они как-то определены биологически? Эта загадка по сей день вызывает ожесточённые споры у психологов и философов. Некоторые и вовсе опираются на идеи Фрейда, который считал, что анатомия — это судьба, и неустанно доказывал, что роль женщины в обществе определяется строением её тела.

Пока учёные, философы и психологи спорят о роли женщины в обществе, то самое общество продолжает плодить шутки, стараясь доказать, что мужчины и женщины устроены по-разному. Вот например:

Бог приходит в райский сад к Адаму и Еве и говорит:
У меня два подарка для вас. Но вы сами должны решить кто из вас какой подарок возьмёт. Итак, первый подарок – умение писать стоя.
Это мне! — раскричался Адам. — Писать стоя — это круто, клёво, я хочу!
— Хорошо, Адам…
— говорит Бог. — Тогда, Ева, забирай оставшийся подарок — множественный оргазм.

Социальные и политические последствия идей Симоны де Бовуар и феминизма неисчислимы: право голосовать, законы, защищающие жертв изнасилования, отсутствие дискриминации на работе.

Де Бовуар была оптимистично настроена и верила, что мужчины и женщины поладят и в будущем достигнут равноценности. По мнению мыслительницы, надо-то всего ничего: «Чтобы одержать эту высшую победу, в числе прочего мужчине и женщине необходимо возвыситься над своими естественными различиями и заключить между собой подлинно братский союз».

Обсудить материал/предложить вашу тему колумнисту: 📱 @vecherniy_tgbot