С понятием кармы сталкивался каждый из нас. Зачастую в понимании большинства людей она несет негативную коннотацию — её вспоминают, обычно со словами «карма такая», когда происходит какое-то несчастье, или когда человек отказывается совершать некие нехорошие поступки, аргументируя это тем, что не хочет «портить карму».

Само это слово отдает чем-то неопределенным, эфемерным. Но на самом деле у кармы есть четкое определение, а точнее, даже четыре определения, потому что и кармы существует четыре вида и сегодня вы узнаете, как они взаимосвязаны. Больше подобных историй — от основателя ТГ-канала «Оракул» Василия Ходарева.

Ещё 2500 лет назад Будда Шакьямуни говорил о том, что неверие в закон кармы — самое тяжёлое невежество, в которое может впасть живое существо. В сутре «О законе Кармы» Будда подробно объясняет Ананде и другим ученикам о том, что человек сам является причиной как своего счастья, так и своих страданий. Эти нравственные предписания — не просто догма, а наиболее осмысленная форма взаимодействия с миром.

В древних учениях принято выделять четыре типа кармы: Санчита-карму, Криямана-карму, Прарабдха-карму и Агама-карму.

Санчита-карма — вся карма, накопленная человеком

Совершая поступок, человек создаёт кармический отпечаток в своём уме, создавая причину для того, чтобы аналогичное действие было совершено в отношении его самого. Санчита-карма — это сумма всех таких кармических отпечатков. Всё, что человек совершает, записывается в его уме, а от своего ума, как известно, сбежать невозможно. Поэтому за всё, что человек совершает, он понесёт воздаяние.

Криямана-карма — это наши текущие действия


Есть хорошая пословица: «Сегодня мы там, куда нас привели наши вчерашние поступки. Завтра мы будем там, куда нас приведут наши сегодняшние поступки». Не следует воспринимать буквально слова «вчера», «сегодня» и «завтра». Речь о том, что мы сами создали своё настоящее и сами создаём своё будущее. Это и есть криямана-карма. Создавая кармические отпечатки своими действиями, мы создаём криямана-карму, которая сначала становится санчита-кармой, а затем, когда возникают благоприятные условия для проявления этой кармы, она становится прарабдха-кармой.

Прарабдха-карма — «созревшая» карма, которая начала проявляться, потому что для этого возникли условия

Именно такое понятие, как прарабдха-карма, даёт понимание о том, почему воздаяние за те или иные поступки не сваливается на человека сиюминутно. Дело в том, что для проявления той или иной кармы необходимы соответствующие условия.

Буддисты считают, что, учитывая факт бесконечного множества прошлых воплощений, у каждой души накоплена практически вся возможная карма. Но как такая карма может проявиться, если человек, как в том анекдоте: «просит Бога о выигрыше, даже не купив билет»? Поэтому условия для проявления той или иной кармы создают предпосылки для её реализации.

Агама-карма — это карма будущего, зависимая от наших намерений

Это один из самых сложно постижимых для полного осознания и принятия человеком видов кармы. Её можно очень примерно охарактеризовать фразой святого Блаженного Августина: «Остерегайтесь своих мыслей, ибо они слышны на небесах». Дело в том, что карма создаётся не только нашими действиями, но и мыслями. А если быть точнее, то карма создаётся действиями на уровне тела, речи и ума. Агама-карма — это про наши намерения и про будущее.

=============

Задонатить колумнисту Василию Ходареву, тем самым оценив его истории и отправив писать новую, всегда можно здесь.