Рассказы о вампирах, зомби, слендермене и прочей нечисти давно и прочно вошли в нашу жизнь благодаря европейским и голливудским блокбастерам. Однако, не стоит думать, что России с ее тысячелетней историей нечего противопоставить этому фольклору. Демонология восточных славян гораздо богаче и разнообразней. Такие мирские занятия, как поедание мозгов и питье крови провинившихся крестьян мало впечатляли русского человека. Страх у него могли вызвать более тонкие материи, такие, как, например, «неправильная» смерть. Подробнее об этом — от основателя ТГ-канала «Оракул» Василия Ходарева.
============
С давних времён русские имели особое отношение к смерти. Наши предки считали, что уход из жизни может быть «правильным» или «неправильным».
Считалось, что «правильная» и счастливая смерть наступает в окружении близких людей, когда умирающий находится в здравом уме и твёрдой памяти. А вот внезапная и неожиданная кончина, когда человек не успевал перед ней выразить последнюю волю и попрощаться с родными, вызывала настоящий ужас. Это могла быть смерть в результате несчастного случая, аморального поведения (например, алкоголизма), преступных действий других людей или самоубийства — она считалась «неправильной».
Елена Левкиевская в своей книге «Мифы русского народа» указывает на то, что главный признак неправильной смерти — неполноценно прожитая жизнь. В древности считалось, что каждый человек имел «программу минимум», которую должен был выполнить за свою жизнь. Например, люди, умершие бездетными, проклятые родителями или контактировавшие с тёмными силами, считались «неправильными покойниками» и не могли быть погребены согласно православным обычаям. Нарушение этого правила представляло серьёзную опасность для живых. Особенно страшной была смерть без покаяния, так как в этом случае человек становился «заложным» покойником, т.е. превращался в нечистую силу — упыря, жердяя, колокольного мана, мавку или игошу.
Для таких «заложных» покойников существовал особый обряд: их бросали, не закапывая, за пределами кладбища — на обочинах дорог у перекрестков, в болотах, лесах и окраинах полей.
Позже, с умягчением людских нравов, все же был придуман особый обычай захоронения. В больших городах было выделено два дня на придания земле усопших: к празднику Покрова Богородицы и в седьмой четверг после Пасхи.
Для того, чтобы тела покойных не источали смрад, их относили в специально отведённые места, которые называли убогие дома. Они представляли собой небольшие сараи где-нибудь на отшибе населённого пункта, в которых вырывались ямы — общие могилы. Туда свозились тела тех, кто умирал внезапной или насильственной смертью, а так же тех, кто совершил грех самоубийства.
При патриархе Адриане преступников и вовсе было предписано «зарывать в лесу или в поле без поминовения». Иными словами, участь человека, умершего неправильной смертью, была незавидной, из-за этого на Руси был большой страх не самой смерти, а её «неправильной» формы.
=============
Задонатить колумнисту Василию Ходареву, тем самым оценив его истории и отправив писать новую, всегда можно здесь.