📱 Ресторанный критик, создатель канала «Стерлядь в шампанском», главный редактор MarketMedia Дмитрий Грозный подготовил для «Вечернего Телеграма» очередную колонку:

Только что позвонили с одного из телеканалов с вопросом, почему по статистике россияне стали оставлять более щедрые чаевые?

Вообще чаевые — классическая вечная тема, которая, как правило, провоцирует участников дискуссии на острые высказывания. По сути, настоящая красная тряпка!

Не верите? Напишите в любое время дня и ночи что-нибудь провокационное про чаевые в любой социальной сети (например, нужно ли вводить обязательную плату за сервис, как в Америке?) — и с вероятностью 99,9% разразится нечто, что на профессиональном жаргоне называется словом «гастросрач».

В данном же конкретном случае нельзя, конечно, забывать про русскую народную мудрость «Есть ложь, есть гнусная ложь и есть статистика», но, предположим, что чаевые действительно увеличились в размерах. Тогда, главный вопрос, почему?

Естественно, не потому что средний россиян стал богаче — об этом приходится только мечтать. Конечно, в ресторанах за последний год-полтора все сильно, а порой даже безбожно, вздорожало, и в связи, с этим и суммы чаевых должны были неизбежно подрасти. Но дело все в том, что далеко не во всех российских мегаполисах число посетителей осталось на прежнем уровне. В кулуарных разговорах руководители крупных ресторанных холдингов сетуют, что зарабатывают даже меньше, чем год назад. В чем же тогда может быть причина?

Она банальна: чаевые оставлять стало несравненно проще. Вот почему на улицах, вернее тротуарах, Москвы и Петербурга сейчас самокатов и людей с розовыми, зелеными и желтыми коробами за спиной, зачастую, много больше, чем пешеходов? Все просто: «толпы» самокатов стоят на каждом шагу, а воспользоваться сервисом доставки еды из ресторана или магазина можно одним движением пальца. Так и здесь: сервисы онлайн-чаевых поистине творят чудеса! Уже не нужно ковыряться в кошельке, в котором вечно отсутствуют нужные купюры, не нужно, в связи с этим, размышлять, оставить больше или все-таки меньше принятых в России за норму 10%. Навел камеру телефона на куар-код, напечатанный на счете — и готово. К тому же есть известный психологический феномен с — онлайн-деньгами расставаться, легче, чем с реальными.

А, вы, кстати, как считаете, нужно ли в России вводить обязательные чаевые? Как в Америке?