📱 Филолог, преподаватель по спичрайтингу Сергей Олешко и новый выпуск его колонки «О философии без душноты»:

Вникаем в философию стоицизма. Тут будет про апатию; про вещи, подвластные нам и вне нашей власти. А ещё о том, как вести себя на пирушке.

Основной головной болью для стоиков было два вопроса: 1) Как жить в тоталитарном государстве? 2) Что делать, если всё движется разумением божьим, или, иначе говоря — судьбой? У стоиков не было возможности ощутимо влиять на мир и общество, поэтому они решили изменить своё отношение к жизни. Единственной проблемой для них оставался контроль над собой.

Видный представитель стоицизма, Эпиктет, начинает свой трактат «Краткое руководство к нравственной жизни» следующими знаменитыми словами: «Из существующих вещей одни находятся в нашей власти, а другие нет».

По мысли Эпиктета в нашей власти: мнение, стремление, желание, уклонение. Это всё НАШЕ и оно по природе свободно и не знает препятствий. Вне пределов нашей власти: наше тело, имущество, репутация, карьера. Это всё НЕ НАШЕ и оно является слабым, рабским и чужим.

Эпиктет считал, что как только человек ЧУЖОЕ начинает считать СВОИМ, начинаются проблемы. Такому человеку труднее жить, а ещё он будет винить богов, судьбу и других людей. Но если человек СВОЁ считает СВОИМ, а ЧУЖОЕ — ЧУЖИМ, то никто и никогда не сможет причинить такому человеку вред. Сам человек в этом случае не будет никого винить и не совершит ничего против своей воли.

Как бы такое могло выглядеть в жизни? Вот пришёл стоик на пирушку, сел за стол и ждёт, когда принесут закуски. «Ещё не принесли? Не стремись вперёд в своём желании» – посоветовал бы Эпиктет – «Уже принесли блюдо? Протяни руку и возьми столько, сколько позволяют приличия». По мысли нашего философа точно такой же подход должен быть и в отношении детей, жены, государственной службы и богатств.

Эпиктет советовал не принимать во внимание ничего, что говорят о нас другие — «Если ты поступаешь неправильно, беги от этого дела. А если правильно, то отчего боишься тех, кто тебя порицает?». Философ считал, что желание винить кого-то или критиковать — это от недостатка воспитания. Невоспитанный человек винит в своих бедах других. Тот, кто становится воспитанным, винит самого себя. Тот, кто уже воспитан, не винит никого — ни себя, ни других.

Ну и последние мысли Эпиктета, прежде чем мы попрощаемся с ним. Философ призывал помнить, что мы все — актёры в пьесе, которую ставит кто-то другой. Если этот кто-то пожелает сделать пьесу короткой — значит мы актёры в короткой драме, а если долгой, то в долгой. Наше дело — хорошо исполнить данную нам роль, а выбирает её другой. Если же человек берётся за роль не по силам, то опозорит себя, и потеряет ту роль, какую мог бы исполнить.

В стоицизме ещё много других идей и все они выглядят иногда чересчур рассудочными. Для стоиков было в порядке вещей эмоционально отстраняться от жизни. Своё отношение они назвали «апатия». У стоиков оно считалось добродетелью, а философ в апатии — идеалом.

Стоики стремились отринуть радости жизни (секс, наркотики и древнеримский хип-хоп), чтобы избежать приносимых ими несчастий (болезней, передающихся половым путём, похмелья, дурных стихов). В своих действиях они руководились исключительно разумом, отвергая страсти, и считали себя единственными счастливыми людьми. Хотя, вернее было бы сказать, что они просто НЕ были несчастными.

Обсудить материал/предложить вашу тему колумнисту: 📱 @vecherniy_tgbot