Чем бы заменить религию, чтобы в мире стало меньше насилия и больше альтруизма? Отвечает философ XIX века Огюст Конт.
Юный Конт служил секретарём у известного французского утописта графа де Сен-Симона. Граф был утопист простой: верил, что образование может искоренить жадность и построить совершенное общество. Сотрудничество Конта и Сен-Симона длилось семь, лет, но потом наш философ психанул:
— Хватит строить воздушные замки! В обществе кризис! Нужны настоящие идеи!
Конт считал, что волна насилия и нестабильности, которая прошлась по Европе в начале XIX века, была следствием упадка религии. Века в Бога совсем недавно получила пинок под зад от науки и скрепы посыпались. Общество заболело и рассердилось.
Тем не менее Конт полагал, что так и должно быть. Он считал, что отмирание религии — следствие эволюции мысли, управляемой законом трёх стадий:
Стадия 1: Теологическая.
Тут люди объясняют явления через сверхъестественное. При чём это сверхъестественное — это Бог в виде какой-то личности. Ну вот, например, если сверкает молния, то это Зевс хулиганит. Или ещё: с урожаем беда — это потому что Осирис недоволен. Или вот ещё классика: Бог создал мужчину из праха, а женщину из ребра мужчины.
Стадия 2: Метафизическая.
Такая же, как и стадия 1, только сверхъестественное теперь является абстрактным и безличностным. Не отходя от мужчины и женщины, можно было бы сказать, что некая абстрактная «природа» создала всех людей разными, а женщины и мужчины — вообще существа с разных планет.
Стадия 3: Положительная.
Здесь явления объясняются через формулирование научных законов. Для этой стадии важно, что люди отказываются от попыток понять сущность вселенной или открыть тайные причины вещей. Кстати, о мужчинах и женщинах! Учёные установили, что за исключением очевидных биологических различий, мужчины и женщины совершенно одинаковы.
Ньютон и Галилей уже перевели физику и астрономию на положительную стадию. Огюст Конт хотел сделать то же и с остальными науками.
Вершиной всех наук Конт видел социологию. Философ считал, что только социология поможет разобраться, почему в обществе случаются кризисы. Ну и сможет противостоять тиранам, которые захватили власть после поражения религии.
Конт вовсе не собирался возвращать старую религию. Он даже радовался её поражению. Но Конт был добряк и чувствовал, что общество нуждается в структуре и комфорте, которые давала религия.
Вместо воображаемого Бога, Конт предлагал поклоняться человечеству как таковому. По Конту, не Бог — центр мироздания, а человек.
Воспитанный в католичестве, Конт позаимствовал всю структуру римской церкви для создания организации «религия человечества». Церковью Конта должен был управлять папа… то есть верховный жрец! Конечно же, сам Конт должен был им стать.
Философ сохранил католическую идею праздников, но заменил их днями учёных. Интересно, как бы отмечали день Ньютона? Надо было бы ловить яблоки макушкой?
Ещё Конт предложил термин «альтруизм» — моральный долг служить другим. С этой идеей наш добряк сильно отличался от других просветителей, которые боролись за индивидуальные права. Их Конт считал эгоистичными и неэтичными. Кстати, Огюст Конт на деле демонстрировал альтруизм: например, вёл бесплатные занятия по математике для безграмотных работяг.
Огюст Конт был убеждён: когда человечество начнёт поклоняться человечеству, альтруизм станет правилом человеческих отношений, а не исключением. Государство и религия будут править вместе, как и в средние века. Наука будет увеличивать экономическую мощь, а священники-позитивисты — обеспечивать моральный авторитет.
Любовь как принцип. Порядок как основа. Прогресс как цель. Умный всегда прав. Ну что ж, удачи Огюсту Конту.