📱 Филолог, преподаватель по спичрайтингу Сергей Олешко и новый выпуск его колонки «О философии без душноты»:

Каков путь героя и зачем нужны мифы? Отвечает Джозеф Кэмпбелл.

Когда маленькому Джо было 6, отец взял его на шоу Буффало Билла «Дикий Запад». Так мальчик увлёкся индейской мифологией и фольклором. В 20 лет Кэмпбелл переключился на индийскую мифологию. В 30 устроился преподавателем литературоведения и окунулся в мифы по-взрослому: писал и редактировал научные статьи об индуистской философии.

Во время работы над индийскими мифами, Кэмпбелла не покидало ощущение, что он читает отдельные главы единого мифологического эпоса. В этом эпосе он находил образы, отсылающие к буддизму, христианству, иудаизму и даже к скандинавской мифологии.

Вот, например, загадка:

Религиозный персонаж, которого родила девственница. Персонаж прошёл такие ритуалы, как крещение, распитие вина и преломление хлеба. Символ персонажа — крест. День рождения: 25 декабря. Кто же это может быть?

Если вы сказали «Митра», бог плодородия поздней Римской империи, то вы тоже угадали.

Ещё пример персонажа, которого можно встретить в разных мифах. Мать-девственница находится не только в центре историй об Иисусе и Митре, но и о Дэганавиде, великом миротворце ирокезов. И Будде, который по легенде, вошёл в лоно своей матери в форме белоснежного слона.

Кэмпбелл потратил пять лет на книгу «Тысячеликий герой». В ней он раскрыл идею мономифа — единого сюжета, который кочует из культуры в культуру, но остаётся в своей духовной составляющей единой историей. Вот типичный путь героя:

Зов приключений:

Герой получает сигнал, который изменяет всю его жизнь и переводит его на другой уровень бытия.

– Слушаю.
– Нео, это Морфеус.


Отвержение зова:

Герой колеблется на пороге.
Люк Скайуокер: Что? Сражаться с империей? Но я хочу слетать на станцию и купить инвенторы.

Сверхъестественная помощь:

Персонаж-защитник обеспечивает героя орудиями для путешествия. При содействии волшебника Мерлина, король Артур получает меч Экскалибур.

Выход за первый порог:

Герой должен победить, чтобы увеличить свои силы.
Помните первый бой Человека-Паука? Он сражался с рестлером на ринге.

Брюхо кита:

Героя поглощает неизведанное. Остальной мир считает его мёртвым. Тут очевидно речь о Монстро — ките, который проглотил отца Пиноккио, Джеппетто Пиничио, а потом и самого Пиноккио.

Дорога испытаний:

Герой должен пробиться сквозь величайшие опасности.
Позовите Одиссея! Пускай дед расскажет в стопицотый раз про Циклопа, Сциллу и Харибду.

Встреча с богиней:

Испытание, в котором герой хочет заслужить благо любви. Белль из «Красавицы и Чудовища». Девушка является для Чудовища божественным женским образом, который пробуждает его к любви, человечности и милосердию.

Примирение с отцом:

Герой проходит испытание своего отца, ставящее под сомнение его личность. Это легко: Люк, я – твой отец! Nooooo!

Апофеоз:

Пройдя испытание, герой открыл секреты богов.
Вспомним довольное лицо молодого Харрисона Форда в роли Индианы Джонса, нашедшего сокровище.

Отказ от возвращения:

Герой хочет наслаждаться божественными благами вечно. Кто ж после таких приключений захочет возвращаться к бытовухе? Сколько раз Бэтмен пытался завязать, но… Этому городу нужен герой!

Волшебный полёт:

Наконец, герой должен вернуться, чтобы принести людям открытое им знание/силу/эликсир на благо общества.
Это про полёт на великих орлах во «Властелине Колец».

Пересечение домашнего порога:

Путешествие полностью изменило героя, ничто не будет прежним. Это уже не тот малыш Симба, каким мы его знали. Он вернулся на Скалу Предков королём.

***

По Кэмпбеллу, путь героя — это метафора трансформации индивидуального сознания. Места, которые посещает герой — разные состояния ума. Апофеоз пути — понимание того, что все мы — Будда, Митра, король Артур, Нео, Скайуокер, ну и Фродо конечно же.

Мифы, легенды и истории — это указатели, которые предыдущие поколения оставили нам, чтобы мы не совершали наше путешествие в одиночестве.

Мифы должны быть метафорическими, так как толкование у каждого человека будет разным. Надо бы мифы перечитать.