Каков путь героя и зачем нужны мифы? Отвечает Джозеф Кэмпбелл.
Когда маленькому Джо было 6, отец взял его на шоу Буффало Билла «Дикий Запад». Так мальчик увлёкся индейской мифологией и фольклором. В 20 лет Кэмпбелл переключился на индийскую мифологию. В 30 устроился преподавателем литературоведения и окунулся в мифы по-взрослому: писал и редактировал научные статьи об индуистской философии.
Во время работы над индийскими мифами, Кэмпбелла не покидало ощущение, что он читает отдельные главы единого мифологического эпоса. В этом эпосе он находил образы, отсылающие к буддизму, христианству, иудаизму и даже к скандинавской мифологии.
Вот, например, загадка:
Религиозный персонаж, которого родила девственница. Персонаж прошёл такие ритуалы, как крещение, распитие вина и преломление хлеба. Символ персонажа — крест. День рождения: 25 декабря. Кто же это может быть?
Если вы сказали «Митра», бог плодородия поздней Римской империи, то вы тоже угадали.
Ещё пример персонажа, которого можно встретить в разных мифах. Мать-девственница находится не только в центре историй об Иисусе и Митре, но и о Дэганавиде, великом миротворце ирокезов. И Будде, который по легенде, вошёл в лоно своей матери в форме белоснежного слона.
Кэмпбелл потратил пять лет на книгу «Тысячеликий герой». В ней он раскрыл идею мономифа — единого сюжета, который кочует из культуры в культуру, но остаётся в своей духовной составляющей единой историей. Вот типичный путь героя:
Зов приключений:
Герой получает сигнал, который изменяет всю его жизнь и переводит его на другой уровень бытия.
– Слушаю.
– Нео, это Морфеус.
Отвержение зова:
Герой колеблется на пороге.
Люк Скайуокер: Что? Сражаться с империей? Но я хочу слетать на станцию и купить инвенторы.
Сверхъестественная помощь:
Персонаж-защитник обеспечивает героя орудиями для путешествия. При содействии волшебника Мерлина, король Артур получает меч Экскалибур.
Выход за первый порог:
Герой должен победить, чтобы увеличить свои силы.
Помните первый бой Человека-Паука? Он сражался с рестлером на ринге.
Брюхо кита:
Героя поглощает неизведанное. Остальной мир считает его мёртвым. Тут очевидно речь о Монстро — ките, который проглотил отца Пиноккио, Джеппетто Пиничио, а потом и самого Пиноккио.
Дорога испытаний:
Герой должен пробиться сквозь величайшие опасности.
Позовите Одиссея! Пускай дед расскажет в стопицотый раз про Циклопа, Сциллу и Харибду.
Встреча с богиней:
Испытание, в котором герой хочет заслужить благо любви. Белль из «Красавицы и Чудовища». Девушка является для Чудовища божественным женским образом, который пробуждает его к любви, человечности и милосердию.
Примирение с отцом:
Герой проходит испытание своего отца, ставящее под сомнение его личность. Это легко: Люк, я – твой отец! Nooooo!
Апофеоз:
Пройдя испытание, герой открыл секреты богов.
Вспомним довольное лицо молодого Харрисона Форда в роли Индианы Джонса, нашедшего сокровище.
Отказ от возвращения:
Герой хочет наслаждаться божественными благами вечно. Кто ж после таких приключений захочет возвращаться к бытовухе? Сколько раз Бэтмен пытался завязать, но… Этому городу нужен герой!
Волшебный полёт:
Наконец, герой должен вернуться, чтобы принести людям открытое им знание/силу/эликсир на благо общества.
Это про полёт на великих орлах во «Властелине Колец».
Пересечение домашнего порога:
Путешествие полностью изменило героя, ничто не будет прежним. Это уже не тот малыш Симба, каким мы его знали. Он вернулся на Скалу Предков королём.
***
По Кэмпбеллу, путь героя — это метафора трансформации индивидуального сознания. Места, которые посещает герой — разные состояния ума. Апофеоз пути — понимание того, что все мы — Будда, Митра, король Артур, Нео, Скайуокер, ну и Фродо конечно же.
Мифы, легенды и истории — это указатели, которые предыдущие поколения оставили нам, чтобы мы не совершали наше путешествие в одиночестве.
Мифы должны быть метафорическими, так как толкование у каждого человека будет разным. Надо бы мифы перечитать.