Как меня всё достало…знакомо?
Разберёмся, что такое «Общество усталости» с помощью беснующихся неформалов, трэвел-блогеров и онлайн-школ. Поможет нам супер-звезда современной философии Хан Бён-Чхоль.
Хан Бён-Чхоль — кореец, живущий в Германии. Мыслитель вкусил сначала восточной философии и культуры, а потом отведал того же на западе. Получился коктейль из первого со вторым: микс из размышлений о продуктивности и умиротворённом созерцании.
По мнению Бён-Чхоль Хана, нынешнее общество = «общество достижений». Закажи доставку за 15 минут, выучись работать с нейросетями, делай больше дел, активно отдохни и т.д.
Человек в один день может поработать, поучиться, сходить на свиданку, заняться спортом и сделать растяжку, погулять, почитать книгу, пробежать полумарафон, помолиться Богу, приготовить блинчики без глютена, убраться в квартире, отремонтировать дверцу шкафа, сходить на психотерапию и закинуться грибами. Хорошо бы всё это выложить в сторис в клип, чтобы получить одобрение в виде лайков.
Хан Бён-Чхоль считает, что такая многозадачность ведёт в бездну. Участники общества достижений от чрезмерной позитивности могут впасть в депрессию. Под позитивностью философ имеет в виду огромный выбор из того, чем можно себя занять и как себя проявить. Если интенсивную жизнь сравнить с горением, то её итог = выгорание.
Переизбыток однообразия и ориентация на всё положительное может давить на человека. Философ называет такое давление «нейрональным насилием».
Сложно сказать, сами ли мы себя насилуем, или общество насилует нас. Объясню эту путаницу с помощью трёх личных примеров.
Первый:
Часто смотрю новостные видеоблоги, а ещё ролики о музыке и философии. В каждом втором ролике таится реклама и чаще всего это онлайн-школы. Переключу один раз, ну второй, ну третий. Но на сотый раз меня это будет подбешивать + может возникнуть мысль: «Может и правда стоит выучиться? Вдруг, если я не прохожу никакие курсы, со мной что-то не так?».
Мысль моя, но я её не заказывал. Приходится с самим собой договариваться. В этой конструкции кто кого нейронасилует?
Второй пример:
Много лет не выезжаю из Твери никуда дальше Москвы. Путешествия — это не про меня, но летом начинается мой личный ад. Обилие фоток и роликов из дальних стран и необычных мест. И Китай, и Вьетнам, и Абхазия, и Карелия, и загородные усадьбы. Люди делятся своим позитивом, а я скрываю их новости.
Тут опять переживания мои и я сам себя ими загоняю, но основания у этих переживаний — чужой опыт.
Последний пример:
Сходил на концерт экстремального метала, на танцполе сходили с ума молодые ребята. Метал люблю, молодость и буйство тоже, но в слэм не полез, потому что поясница против. В итоге мне прилетело: «А ты чего стоишь грустный? Давай веселиться! Так и жизнь пройдёт…» — сказал знакомый неформал. Он захотел угостить меня пивом и втянуть в слэм, но я отказался и ушёл.
***
Бён-Чхоль Хан считает, что весь подобный позитивный опыт в виде возможности учиться, путешествовать или угорать на концерте — всё это развивает в людях ощущение бесконечной свободы.
Эта свобода приводит к той самой многозадачности и человек начинает эксплуатировать сам себя: «Измученный, депрессивный субъект-достижения перемалывает себя. Он устал, изнурен собой и воюет с собой». Привет, выгорание.
Что с этим делать? А ничего. Если современные люди — размышляет Хан Бён-Чхоль — хотят избавиться от своего недуга, им нужно стремиться к глубокой скуке. Скука может рано или поздно включить режим созерцания. Это что-то на восточном — напомню, что Хан Бён-Чхоль — кореец, живущий в Германии. По мысли философа, созерцание — это когда ты можешь себе позволить не делать ничего и просто наблюдать за миром. Режим ленивого Бога.
«Человеку необходима сама возможность созерцания, которое позволяет развиваться, в том числе новым формам культуры», — так считает Хан Бён-Чхоль. По его мнению, на смену «общества достижений» неминуемо придёт «общество усталости».
Задонатить колумнисту Сергею Олешко всегда можно здесь.