📱 Филолог, преподаватель по спичрайтингу Сергей Олешко и новый выпуск его колонки «О философии без душноты»:

Вникаем в свободу воли с помощью клипов в соцсетях, уголовника Станислава и идей Дэвида Юма.

Философ XVIII века Дэвид Юм хочет высказаться о свободе воли. Дадим ему слово.

Дэвид Юм: Всем привет! Когда я произношу слово «компатибилизм», что вам приходит на ум?

Все: …

*Кто-то начал отмахиваться рукой от мухи.

Дэвид Юм: О! То, что нужно! Взмах рукой! Кажется, что я вполне могу поднять руку и помахать ею — лишь потому я этого хочу. Компатибилизм как бы говорит: наши желания определяют наши действия. Захотел пить (желание) — выпил стакан воды (действие). Однако, если моей рукой движет спазм, тогда я буду размахивать ею независимо от того, хочу я этого или нет.

Мои вольные действия обусловлены желаниями, а желания в свою очередь обусловлены нашим старым знакомцем детерминизмом, который гласит… Вы же помните детерминизм? Ну-ка, давайте хором!

Все: Всё происходящее обусловлено прошлым и законами физики.

Дэвид Юм: Блестящая формулировка! Как видите, складывается изящная мысль: мои желания определяются прошлым и физикой, но мои действия свободны, поскольку ими руководят мои желания, а не прошлое и физические законы.

Вроде всё складно, но как быть с уголовником Станиславом, который заключён в тюрьме? Неужели он разрушает нашу идею, утверждая, что хочет сидеть под замком? Ведь если он и правда хочет остаться за решёткой, то он добровольно лишает себя большей части свободной воли.

Станислав: Люблю, когда кормят!

Дэвид Юм: Нет, Стас ничего не нарушает, потому что его заключение противоречит второй части моего определения свободной воли. Как по мне, так свободная воля означает следующее:
а) Действия человека обусловлены его желаниями;
б) Должно быть верно, что если человек желал сделать что-то другое, то он мог это сделать.


Станислав может утверждать, что он хочет сидеть в тюрьме, но ведь у него нет выбора. Значит его слова нельзя считать свободным волеизъявлением.

Станислав: Пошёл к чёрту!

Дэвид Юм: Короче, суть свободы воли в следующем: иметь возможность поступить иначе, если я желаю чего-то другого.

Кто-то: Но но но! Если верить детерминизму, то наши желания предопределены прошлыми событиями и физикой. Значит у нас не может быть других желаний. Если это верно, то ваша свобода — иллюзия.

Дэвид Юм: А ты хорош! Но ты упустил важный момент: у меня могли быть и другие желания. Мы вот-вот с вами расстанемся, поэтому я выражу это вот так.

Волны алгоритмов соцсетей несут не понятно куда и меня, и вас, и кого угодно. Это вызывает во мне желание держаться подальше от популярного контента и от трендов, чтобы избежать опасного 3-часового скроллинга клипов. Но, будь у меня желание окунуться в мир клипов, шортсов и рилсов, я так и сделал бы. Пока-пока!

***

Многих вполне убеждают размышления Юма. Они вроде как о том, что нужно останавливаться хотя бы иногда и осознавать свои желания, а потом выбирать, что с ними делать. В этом мы свободны.

Однако, критики Юма утверждают, что наши желания могут быть нам внушены. Ну вот как с гипнозом. Кто-то может хотеть кататься на электросамокате и думать, что делает так, потому что ему этого хочется. Но на деле это может быть желание, внушённое друзьями, рекламой и клипами в соцсетях.

Современная наука тоже готова наехать на идеи Дэвида Юма. Квантовая механика предполагает, что движение субатомных частиц не обусловлено прошлым и законами классической физики. Но не будем вдаваться в дальнейшие подробности, а то утонем.

Есть ли свобода воли, как говорит Дэвид Юм, или нет, как утверждают его критики — это всё не меняет следующего:

Мы все — члены общества и у нас есть только один способ двигаться дальше: действовать так, словно мы обладаем свободой воли. Необходимо относиться к другим людям по-доброму, стремиться к самосовершенствованию – по сути, поступать как свободные деятели, которыми мы себя считаем.

Поддержите нашего философа небольшим донатом — ему будет приятно!