📱 Филолог, преподаватель по спичрайтингу Сергей Олешко и новый выпуск его колонки «О философии без душноты»:

Наезжать на альтруизм и стоять на стороне эгоизма? Да кто на такое осмелится? Ну, например, писательница Айн Рэнд. Вот о ней и пойдёт речь.

В 1926 году 21-летняя эмигрантка из СССР Алиса Розенбаум приехала в Лос-Анджелес из Ленинграда, чтобы осуществить мечту — стать сценаристом.

Отец Алисы владел аптекой и потому был зачислен коммунистами в буржуа, а его собственность национализировали. От жизненных невзгод Алиса отвлекали фильмы, которые учили девочку восхищаться противоположностью СССР — Америкой. Там власть поощряла индивидуальные достижения, а не конфисковывала.

К сожалению, плохой английский не позволил Алисе получить работу сценаристом. Она сменила несколько профессий и стала писательницей. В первом романе «Мы живые» писательница раскритиковала коммунистическое общество. Чтобы защитить оставшихся в СССР родственников, Алиса взяла псевдоним «Айн Рэнд».

Айн Рэнд считала, что все организмы на Земле наделены врожденными способностями выживать в окружающей среде. У зверей эти способности выражаются в клыках, мехе, когтях, липком языке и т.п. У человека есть только разум. С его помощью человек понимает мир. Отрицать разум — значит отрицать базовое средство выживания. Отказ от ума = отказ от жизни.

Наслаждаться плодами своего ума и своими достижениями — вот моральная цель человеческой жизни. В романе «Источник» архитектор Говард Рорк ищет удовольствие от акта творения и плодов своих оригинальных дизайнов. Но ему мешает враждебность «вторичных» людей: ненадёжных застройщиков, критиков, коррумпированных профсоюзов, которые принуждают Говарда к подчинению или хотят ограбить его.

Айн Рэнд хотела показать, что подобные грабители пытаются на разных основаниях и с разной степенью злобности заставить людей приносить себя в жертву некоему «обществу» (то есть им самим).

«Ты отдашь все доходы от аптеки государству, товарищ Розенбаум! Так будет лучше для пролетариата!» — говорили коммунисты.

«Стать художником? Да над нами все будут смеяться! Нет, ты станешь врачом. Так будет лучше для семьи!» — говорят родители детям.

«Бросай этих евреев в печь! Так будет лучше для белой расы!» — говорили нацисты.

— «Мне жаль, что твой муж тебя бьёт, Малика, но ты должна страдать молча ради нашего бога!» — говорят радикальные представители патриархальных обществ.

Грабители увековечили ложь, что нет ценности выше, чем альтруизм — жизнь ради других, а не для себя. Но по мнению Айн Рэнд, они все — лицемеры, которые мало заботятся о других людях. Они хотят вашей жертвы, чтобы сами они могли жить.

Айн Рэнд считала такой порядок пережитком племенного прошлого человечества. Единственная цель цивилизованного правительства — защита индивида от тех, кто хочет забрать плоды его разума.

Тут мы подходим к системе, которая по мнению Рэнд, всё решает — к капитализму. Он руководствуется принципом Lasiezz-Faire (позвольте делать). Это когда люди заключают равные сделки и добровольно обмениваются плодами своих трудов по взаимной выгоде, и никто им не мешает.

Больше 10 лет Айн Рэнд писала роман «Атлант расправил плечи», в котором гении всего мира объявляют забастовку, дабы навредить экономике, которой управляют те, кто несправедливо эксплуатируют их труд. После публикации романа, Рэнд впала в депрессию. Книга плохо продавалась, а над её идеями смеялись как либералы, так и консерваторы. Одни считали её левым радикалом, другие говорили, что она фашист и только деньги любит.

К роману «Атлант расправил плечи» можно относиться по-разному. Например, как к «роману воспитания». Чтение Рэнд в молодости вдохновляет на стремление к самостоятельности, отстаиванию своих воззрений, несмотря на их несоответствие общественным стандартным.

Книга как бы говорит: выбирай свой путь и делай то, к чему у тебя есть талант. Если поступишь иначе, то это будет потеря и для тебя самого и для общества.

Сама же Айн Рэнд любила повторять, что современная культура «кажется полностью безразлична к моим идеям и идеям вообще».