📱 Филолог, преподаватель по спичрайтингу Сергей Олешко и новый выпуск его колонки «О философии без душноты»:

Попробуем доказать, что мы живём в лучшем из возможных миров. Нам помогут: стакан с водой, обезьяна с ноутбуком, Доктор Стрэндж, философ Вильгельм Лейбниц и Бог.

Готфрид Вильгельм Лейбниц — папа математического анализа. Он высчитывал интегралы и дифференциалы, и ему не мешала вера в Бога. Именно с помощью Бога и математической логики Лейбниц пытался доказать, что наш мир — лучший из возможных. Вот как он это делал:

1 — Мир создал Бог. Если бы он решил не создавать наш мир, никакого мира не было бы.

2 — Бог может придумать бесконечное количество вариантов миров. Но только один из этих миров может существовать в реальности.

3 — Выбор Бога не может быть случайным. Он опирается на принцип достаточной причины. То есть у Бога должны быть основания выбирать тот или иной вариант.

4 — Основания стоит искать в самом Боге, поскольку на момент создания нашего мира, ничего больше не существовало.

5 — Поскольку Бог всемогущ и совершенен, он, несомненно, должен был создать лучший из миров. Если подумать, то в данных обстоятельствах это был единственно возможный вариант мира. Будучи сам всемогущим и нравственно совершенным, Бог не мог создать мир, который не был бы лучшим из возможных.

Немного похоже на эпизод из фильма 2018 года «Мстители: Война бесконечности». Чтобы победить супер-злодея Таноса, герои придумывают план. Танос бесконечно силён и план нужен идеальный, то есть лучший из всех возможных. Пока часть героев спорит, доктор Стрэндж заглядывает в будущее и изучает 14 000 625 вариантов развития событий. Каждый вариант связан со своим планом действий. Из всех исходов Доктор Стрэндж увидел только один победный.

Как думаете, много ли людей откажется от единственного успешного плана? Да никто. Вот и Бог, придумав бесконечное количество вариантов нашего мира, взял самый лучший.

Если оставить супер-героев и всесильного Бога в стороне, то и в обычной жизни всё происходит похожим образом. Например, когда маленький ребёнок впервые встает на ноги и делает шаг, этот шаг — лучший в его в жизни. У маленького человека нет никакого опыта шагов. Поэтому он делает лучшее, на что способен. Ну не станет же он намеренно лажать?

Или вот ещё мысленный эксперимент. Посадите обезьяну за ноутбук. С помощью бананов и языка жестов дайте обезьяне задание — написать роман уровня Федора Достоевского. Обезьяна заклацает по клавиатуре и выдаст набор символов. Вряд ли кто-то из людей сможет вычитать из получившейся неразберихи что-то осмысленное. Но при этом это будет лучшее обезьянье произведение. Она сделает свой максимум, чтобы получить банан.

Идею Лейбница о лучшем из миров высмеивали. Философа обвиняли в ложном оптимизме и оправдании жестокости. Однако Лейбниц не считал, что в мире не существует зла. Он лишь полагал, что если бы Бог создал наш мир по иному плану, зла бы в мире было куда больше.

Вот шутка в тему:

— Оптимист полагает, что мы живём в лучшем из миров. Пессимист опасается, что так оно и есть.

В этой шутке оптимист одобряет тот факт, что мы живём в лучшем из миров, а пессимист — нет. Шутка проясняет простую истину: оптимизм и пессимизм — варианты личного отношения к реальности. Они не имеют ничего общего с рациональным описанием мира, предложенным Лейбницем.

— Оптимист утверждает: «Стакан наполовину полон».
— Пессимист утверждает: «Стакан наполовину пуст».
— Рационалист Лейбниц утверждает: «Стакан вдвое больше, чем нужно».

Вот теперь всё стало прозрачным, как стекло стакана.