📱 Филолог, преподаватель по спичрайтингу Сергей Олешко и новый выпуск его колонки «О философии без душноты»:

С помощью волшебного браслета, воздушных шариков, коробки конфет и философии Томаса Гоббса разбираемся, зачем существует государство.

Тарарах! Что это?! Землетрясение! Из-за него в асфальте образовался провал, куда спустился простой грузчик и нашёл там браслет. Но браслет не обычный. Когда грузчик его повернул камнем к ладони, то стал невидимым!

Теперь вопрос: как вы думаете, останется ли грузчик хорошим человеком, каким был до этого, или же из-за новой способности он начнёт поступать иначе?

«Он станет другим человеком!» — ответил бы Томас Гоббс. Томас Гоббс — английский политический философ. В своём самом знаменитом труде «Левиафан» мыслитель подчёркивал важность общественного договора между людьми.

Вернёмся к грузчику с волшебным браслетом. 100% у нашего героя возникали определённые желания, которые тот пресекал, потому что знал, что общество наблюдает за ним. Но теперь, когда он сможет скрытно делать всё что пожелает, грузчик ведь может пуститься во все тяжкие.

С этим бы согласился Гоббс. Он считал, что люди по природе своей эгоистичны и безжалостны. Философ был убеждён, что все попытки словами возбуждать в людях доброту — пустая трата времени. Только государственный надзор поможет.

По мысли Томаса Гоббса, мы во всём преследуем личную выгоду, и только если у людей появится соперничающий внутренний интерес, например страх наказания, он сможет нас сдержать. Например, человек боится получить штраф и арест, потому и не ворует.

Широко известно утверждение Гоббса, что не будь государства, человеческая жизнь была бы «одинокой, нищенской, грязной, грубой и слишком короткой». Без гражданского общества, человечество свалилось бы в состояние войны всех против всех — Bellum Omnium Contra Omnes. В этом состоянии каждый человек имел бы право на чужую вещь и чужую жизнь.

Чтобы оберечь себя от постоянного насилия, все люди должны согласиться с общественным договором. По нему человек немедленно отказывается от удовлетворения всех своих желаний, которые могли бы стать причиной конфликтов с другими людьми.

При этом монополию на насилие человек передаёт государству. Полиция может использовать насилие, чтобы сохранить мир среди граждан. И ещё армия может использовать насилие против другого государства, если то нарушит общественный договор.

Проверить, согласны ли вы с идеей, что общественный договор сдерживает людей, можно с помощью двух мысленных экспериментов.

Эксперимент №1:

Представьте, что посреди торгового центра начали бесплатно раздавать воздушные шарики. Цена летающих шариков на 2023 год — от 150 руб за штуку. Шарики сейчас — роскошь, и вот вопрос: как поведут себя дети и их родители? Начнётся битва за шарики? Или люди проявят доброту и бескорыстие? Или придумают какие-то правила распределения шаров?

Эксперимент №2:

За столом сидят 20 детей. В центр стола ставят коробку со сладостями, коих там сотни. Вопрос: как поведут себя дети? Начнут хватать сладости как попало? Дойдёт до насилия? Или дети заключат общественный договор и создадут маленькое государство? Или как-то иначе?

Идеи Томаса Гоббса заставляют задуматься о своей природе, которую сам философ считал ну такой себе… По его версии, мы корыстны и безжалостны, и только государственные институты сдерживают наших внутренних зверей.

Впрочем, говорят, что Гоббс был щедр и часто подавал милостыню нищим. Когда друг отметил в Гоббсе наличие обычных человеческих чувств, философ отметил, что это тоже эгоизм. Томас Гоббс лишь старался облегчить собственную душу и обрести крепкий сон за небольшую плату в несколько монет.

P.S. Как думаете, чем закончилась история курьера с волшебным браслетом?