Сосед затеял ремонт и грохочет с самого утра. Можно ли считать это музыкой? Как и зачем слушать гул, вой, скрежет, лязганья и грохот? Попробуем разобраться в этом с помощью философии шума Луиджи Руссоло.
Итальянец Луиджи Руссоло жил в начале XX века. Он был футуристом. Футуристы — ребята, которые плевать хотели на культурное наследие и критиковали традиционное искусство. Особый интерес у Руссоло вызывала музыка.
Итальянский философ считал, что музыка Бетховена и Вагнера изжила себя. На протяжении многих лет она ломала сердца людей. Но в XX веке люди наслушались её вдоволь и получают гораздо большее удовольствие от идеального сочетания шума трамваев, двигателей внутреннего сгорания, автомобилей.
Но это же просто шум! — скажет кто-то и будет прав. Луиджи Руссоло — апостол Шума. В манифесте «Искусство шумов» 1913 года он писал:
«Мы хотим славить шум во всех его проявлениях... Шум должен стать одним из основных элементов нашей новой музыки».
Руссоло считал, что шум возник в XIX веке, с изобретением машин. До этого момента мир был полон либо приглушённых звуков, либо тишины. Если исключить штормы, водопады, землетрясения и ураганы, то природа беззвучна: эти звуки, способные прервать тишину, не слишком продолжительны и недостаточно разнообразны.
По мысли нашего футуролога, шум в XX веке буквально заполонил города. Нельзя было с ним не считаться. Сама индустриальная эпоха шумела. Люди прошлого бы не смогли стерпеть весь этот грохот трамваев, автомобилей, заводов, лайнеров. Но для современников Руссоло шум не просто стал привычным, он стал господствовать над чувствами людей.
Раз шум настолько важен и его настолько много, то нужно его использовать в музыке! — примерно так Луиджи Руссоло пришёл к созданию собственных инструментов. Ну или ещё альтернативная версия: он просто поймал вайб тарахтящих шестерёнок и гудящих клаксонов первых автомобилей Fiat.
Вот названия некоторых инструментов, созданных Руссоло — по ним можно примерно понять, как инструменты звучали… то есть, шумели: Взрыватель, Скрипун, Тренькальщик, Клокотун, Войщик, Хрустун, Ревун, Булькальщик и т.д. Кстати, Войщик на английском — Ululator. Отличное название для какой-нибудь шумной метал-банды.
Если совсем проникнуться идеями Руссоло, то можно организовать хор пылесосов, оркестр газонокосилок и дуэт автомобильных клаксонов.
Философия шума Луиджи Руссоло потом развилась в Конкретную Музыку (musique concrète). Это когда звуки природного происхождения или городские шумы миксуют с классическими музыкальными инструментами. В этом направлении экспериментировали The Beatles.
Ещё позже идеи Руссоло подхватили творцы индустриальной музыки: некоторые из них выбивали кувалдами ритмы по рельсам. А ещё появилось направление Ambient — это не совсем музыка, а просто атмосферное звучание без ритма и текста.
Впрочем, эпоха индустриализации отшумела своё и почти ушла в прошлое. Сейчас мы больше ценим тишину и наша эпоха звучит совсем иначе — Вж-ж-ж-ж-ж-ж!!! — а это что? Ах да, это же сосед сверху устроил ремонт и сверлит стены. Хотя, может и не ремонт. Может, это он так музицирует, вдохновлённый идеями Луиджи Руссоло.
P.S. С какими звуками и какой музыкой ассоциируется у вас наша эпоха? Как она для вас звучит?