📱 Филолог, преподаватель по спичрайтингу Сергей Олешко и новый выпуск его колонки «О философии без душноты»:

Три стадии развития человека по Серёну Кьеркегору. Разберёмся в них с помощью баварских колбасок и светофора, а потом совершим «прыжок веры».

Серён Кьеркегор — датский философ XIX века. Он неоднократно наезжал на государственную датскую церковь, за что стал малопопулярным жителем Копенгагена. Но это было лучшим временем его жизни.

Поводом для гнева философа стали похороны епископа Якоба Петера Мюнстера. На похоронах прозвучало примерно такое:

Когда мы думаем об этом человеке, наши сердца наполняются светлой памятью. А наши мысли обращаются к долгой жизни, посвященной Sandhedsvidne. Она, подобно святой цепи, связывает наши времена с временами апостольскими…
Sandhedsvidne?! Это же мой термин! — возмутился Кьеркегор.

Термин означал созерцание истины, а философ был убеждён, что служители не распознали бы истину, даже если бы она выпрыгнула у них перед носом.

По мнению Кьеркегора, большинство датских церквей были политическими учреждениями. Епископы служили пасторами богатеев и сильных мира сего. С точки зрения Кьеркегора, всё это имеет к христианству такое же отношение, как детская игра в солдатиков — к настоящей войне. В таком «христианстве» нет никакого свидетельства истины. Вместо этого есть стремление к силе земных богов и роскоши.

Философа бесило, что его термин применили к человеку, который олицетворял лишь первую стадию человеческого развития, самую далёкую от религиозной кульминации.

Три стадии развития человека по Кьеркегору:

1 — Эстетическая.
2 — Этическая.
3 — Религиозная.

Кьеркегор объяснял эстетическую стадию на примере Дона Жуана. Это тип, которым управляют эмоции. Он заботится лишь о разнообразии и количестве своего опыта, а не о качестве. Пример Кьеркегора отдаёт нафталином, так что выдумаем что-то поновее.

Представьте, что юный Иван Жуанов выиграл возможность каждый день бесплатно кушать в любом ресторане столько еды, сколько захочет. И его понесло: рёбрышки, алкоголь, смузи, колбаски, роллы, пицца, торты, бургеры. Вроде кайф, но разве можно так питаться вечно?

Нет, нельзя. Человек понимает, что существует нечто выше чувств и телесных ощущений. Он переходит на этическую стадию. Её Кьеркегор ассоциировал с Сократом. Который рассуждает об универсальной морали и старается применять её в жизни.

Нашим примером этического человека будет Философан Сократищев. Он настолько высоконравственный, что будет стоять на светофоре и ждать зелёный свет, даже в 5 утра, когда нет ни одной машины.

Проблема этического человека — его одержимость идеями. Рассмотрение философских абстракций уводит его от необходимости жизненного выбора. Силой разума человек может найти обоснования за и против любого решения. Но нельзя вечно думать о том, как правильно жить, это ведёт к страданию.

И вот тут надо решиться и совершить «прыжок веры» в иррациональность религиозных убеждений. Это будет переход в третью стадию — религиозную.

Кьеркегор считал, что вера в Бога не основана на рациональных аргументах или эмпирических доказательствах. Вера — это иррациональный акт, который требует от человека выйти за пределы ограничений разума и принять неизвестное.

Сам философ «прыгнул» к христианскому Богу. Из Нового Завета он взял идею, что цель христианина — стать духом. Это означало умереть для мира. Обычно, смерть — краткий миг, но для христианина она есть вся его жизнь.

Кьеркегор настолько озаботился своим «умиранием для мира», что получил докторскую степень по теологии. Потом развёлся с Региной Олсен, любовью всей его жизни. Стал затворником и упивался своим одиночеством: читал, писал, думал, проедал наследство и критиковал церковь.

Сам философ писал об этом жизненном этапе так: «Я отдавал себе отчёт в том, что лично для меня жизнь с Богом будет означать постоянный страх и трепет».

Может, не надо было совершать прыжок веры в третью стадию? Кайфуй в первой или размышляй во второй, нет?

Для Кьеркегора нет. Экс-возлюбленная, Регина Олсен, вспоминала, что никогда не видела Серёна таким счастливым, как в тот период.