📱 Филолог, преподаватель по спичрайтингу Сергей Олешко и новый выпуск его колонки «О философии без душноты»:

Стендап-комик 4 века до н.э., Зенон Элейский, а ещё супер-воин древней Греции, бесконечное количество пылесосов и вечный эклер — такой набор пригодится нам сегодня, чтобы разобраться, что такое парадокс.

Ползи-ползи, пресмыкающееся! — крикнул Ахиллес черепахе и рванул в её сторону.
Пятку побереги! — вякнула черепаха Ахиллу и поплелась дальше.

Так начался самый абсурдный забег в истории. У забега есть название — Парадокс Зенона, названный так по имени древнегреческого философа, который, скорее всего, был неплохим комиком.

В основе многих шуток лежит парадокс. Это рассуждение, которое кажется вполне здравым и базируется на вроде бы адекватных доказательствах. Однако, итог такого рассуждения — противоречие или ложь. Есть что-то абсурдное в том, когда истинные утверждения превращаются в ложные. Абсурд всегда заставляет нас смеяться.

Зенон Элейский — не Задорнов, не Паша Воля и не Нурлан Сабуров, но для древнего философа он неплохо развлекал публику. Вот его хохма про забег Ахиллеса и черепахи. Поскольку Ахилл бегает куда быстрее нашей ползуньи, ей предложили фору — она стартовала на значительном расстоянии от Ахиллеса.

По свистку (или что там было у древних греков) Ахиллес мчится к тому месту, откуда отползла черепаха. Разумеется, пока он бежал, черепаха немного продвинулась вперёд. Теперь нашему бессмертному воину предстоит попасть в ту новую точку, до которой добралась его соперница. Но к этому моменту черепаха вновь успеет пройти некоторое расстояние. Неважно, насколько быстрые ноги у Ахиллеса, ему всякий раз нужно заново добегать до нового пункта отправления черепахи. В итоге он никогда её не догонит, хотя и сумеет приблизиться к ней на бесконечно малое расстояние. От черепахи требуется всего ничего — не останавливаться. Ну всё, эта черепаха теперь — мой мотиватор по жизни. Беги, черепаха, беги!

Среди тех, кто пытался разнести в математические клочья Парадокс Зенона, был граф Толстой. В III томе романа «Война и мир» Лев Николаевич пересказывает древнегреческую шутку и утверждает, что «нельзя непрерывное движение разделять на отдельные единицы». Кто-нибудь передайте слова Толстого Ахиллу и черепахе.

Пока эти двое носятся, вот шутка, которую мог бы выдумать Зенон:

Продавец: Дружище, этот пылесос вполовину сократит твою работу по дому!
Покупатель: Ну окей. Дайте два.

Если этот тип желает переделать всю домашнюю работу, не затратив на это ни секунды, в этом не поможет даже бесконечное количество пылесосов. Равно как и бесконечное количество помощников, которые все вместе взялись пылесосить. Однако два пылесоса, гудящих в унисон, сократят время работы на 2/3, а три — на 5/6, и так далее, пока число пылесосов будет стремиться к бесконечности.

На десерт — парадокс с эклером. Если от эклера, длиной с ладонь, ежедневно откусывать половину, это он не завершится и через 10 000 000 поколений. Такие дела.

Кстати, Ахиллес всё ещё гонится за черепахой. Беги, черепаха, беги!

Обсудить материал/предложить вашу тему колумнисту: 📱 @vecherniy_tgbot