👆Полностью оправдан Дрейфус был лишь в 1906 году. Только после этого был восстановлен в звании и возвращен с почетом на службу и его защитник-земляк, полковник (был повышен еще до отстранения) Жорж Пикар.

Почему это важно?

О чем же нам говорит это дело? Почему это важно именно сегодня? Зачем нам знать эту грубую историю о преступлениях военных ведомств и восстановлении справедливости лишь спустя долгие годы и затяжные судебные процессы?

Это вопросы не философские и не риторические, однако — важные для обсуждения, они остаются открытыми и по сей день. Даже в российских вузах знаменитое «дело Дрейфуса» изучается на журналистских и юридических факультетах. С одной стороны, все то, что «вылили» в процессе судебного разбирательства на Альфреда Дрейфуса в СМИ — яркий пример недобросовестной журналистской работы. С другой — это яркий пример работы правосудия в правовой системе для адвокатов, прокуроров, судей и прочих представителей юриспруденции.

Порой, система работает «на» человека, а порой — «против» него. Беспристрастность и честность — труднодостижимые качества общества, однако даже те, кто к ним искренне стремится — иногда ошибаются. Ярким примером этому являются полковник Пикар и генерал Кавеньяк, изменившие свою изначально предвзятую точку зрения в пользу Альфреда Дрейфуса.

Очень сильно на происходящее внутри небольшого зала суда, где присутствует буквально несколько человек, влияет общественное настроение. Если бы народ нескольким ранее заступился за Дрейфуса, зная о столь косвенных доказательствах его вины, возможно, процесс бы не затянулся на долгие года и не отнял столько времени у невиновного честного мужчины, ставшего в итоге символом для французов не меньшим, чем Жанна Д’Арк. Но, и я извиняюсь за штамп, история не требует сослагательного наклонения.

Современники поздно спохватились о принципах государства, которое они строят: как уже было сказано, общество на тот момент переносило болезнь — предвзятое отношение. Эта болезнь практически не лечится, она остается, впитывается в самые кости и живет в обществе очень долгое время. От него не помогают ни антибиотики, ни расстрелы, ни настоящее правосудие. И об этом важно помнить: помнить, чтобы фиксировать симптомы болезни в самом себе и пытаться от нее избавиться — лишь осознанность и старание помогут рано или поздно излечиться от нее либо нам, либо нашим детям.

Дрейфуса обвинили лишь потому, что его почерк не был идентичен, но был «сильно» похож на почерк человека, отправлявшего секретные сведения врагу (на почерк майора Эстерхази). Альфред Дрейфус потратил 12 лет своей жизни на доказательство своей честности и невиновности. К преступлению, в котором его обвинили, он не имел никакого отношения, кроме того факта, что был евреем.

✍️Роман Гришко