🎮Автор канала «Вечерний Телеграмъ» Роман Гришко и его спецпроект «Почему это важно?» на фоне новостей о скором создании «правильной» российской версии игры The Sims сегодня рассуждает о влиянии компьютерных игр на человека:

«Лучшее обучение — игра». Это завет от педагога, звучащий в ушах уже у взрослого человека. В игре знания усваиваются куда лучше, потому что ученик фокусируется не на том, что ему приходится что-то учить, а на самом процессе изучения чего-либо.

Безусловно, разница между интеллектуальной игрой «Что? Где? Когда?», настольной игрой «Монополия», догонялками и онлайн-шутером CS:GO (а теперь и CS2) глобальна. Но принцип один: в первом мы получаем знания, расширяющее кругозор, второе учит нас более узкому знанию — грамотному распределению своих финансов, третье подготавливает нас физически, но что же дает нам четвертое? Возникает целый ряд вопросов, согласитесь: любая ли игра несет в себе цель обучения человека чему-либо? И всегда ли игра учит хорошему?

Альтернативное мнение:
в 2011 году психолог и академик РАЕН Сергей Ключников в одном из своих интервью заявил, что «компьютерные игры агрессивны, они размывают грань между реальным преступлением и виртуальным. И после игры для человека совершить преступление становится проще. Жестокость притупляет эмоции, сострадание, создает рефлекс жесткого крутого поведения». Речь, безусловно, идет о шутерах, стратегиях, файтингах и прочих играх, где присутствует какое-либо насилие (вряд ли академик Ключников хотел бы оскорбить аудиторию Brawl Stars, хотя, насколько известно автору, это тоже «убийственная игра»). Но прав ли Ключников в своих доводах?

Весной этого года, значительно раньше меня, этим вопросом также задавались журналисты РБК. Основной тезис, с которым попытались бороться публицисты: «трагедии с участием подростков чаще всего вызваны компьютерными играми». Нет смысла пересказывать ряд доводов, лучше оставить ссылку на хороший журналистский материал, который в целом доказывает, почему же это не так. Если попытаться резюмировать: проблема не в компьютерных играх, а в невозможности (или нежелании сделать на этом акцент) государственных структур ограничить доступ населения конкретного возраста к конкретным игровым проектам. Ряд исследований доказывает, что агрессивные компьютерные игры, действительно, опасны. И ровно такое же количество не менее специализированных ученых, проводившие подобные исследования, доказывают обратное — игры помогают избавиться от стресса и агрессия, выплеснуть эмоции.

Дело не в предвзятости тех или иных ученых лиц. Скорее в том, что рассуждение об этом само по себе очень быстро по очереди перескакивает по ступенькам от философии к софистике, а от последней к демагогии. Огромное количество факторов исследователями не рассматривается: как коллективное бессознательное (кому угодно — менталитет) населения отдельно взятой страны, так и отдельно взятая психика конкретно ребенка или взрослого человека. Важно абсолютно всё, однако это эфемерное «всё» учесть попросту невозможно. Так что, господин Ключников, здесь с Вами можно поспорить.

Продолжение читайте завтра: в это время на канале «Вечерний Телеграмъ» выйдет вторая часть колонки «Почему это важно?», посвященная вопросу насилия в компьютерных играх — а по её итогам мы с вами, может, даже поспорим.

Доброй ночи!