“Мне условие ставят: одну неделю, чтоб вы приехали домой. Если за эту неделю вы не вернетесь, меня убьют”.
Правозащитник Команды против пыток оказался в заложниках у семьи ингушки, которой помог сбежать от домашнего насилия. Родственники угрожают убить его, если девушка не вернется домой.
28-летняя Марина Яндиева подвергалась насилию с самого детства. В 2011 году смогла поступить в московский университет и уехала в столицу, однако спустя четыре года родня насильно поместила ее в исламский центр для проведения обрядов экзорцизма, а затем забрала в Ингушетию. В 2016 девушка пыталась сбежать в первый раз — ее выследили, избили и вернули домой. Три года Марина жила в полной изоляции, без средств связи, пока родственники фабриковали справки о ее психических расстройствах. В 2019 контроль над Яндиевой ослаб — тогда она начала готовиться к новому побегу. 5 октября 2023 с помощью Кризисной группы СК SOS она сбежала из дома.
Часть пути Марину сопровождал представитель КПП, чеченец Магомед Аламов. Спустя неделю правозащитнику начали звонить из Центра “Э”: требовали явиться на допрос и обвиняли в исчезновении Яндиевой. Вскоре девушку объявили в розыск, а брата Аламова похитили чеченские силовики — его увезли в полк Кадырова и требовали связаться с Магомедом и убедить вернуться в республику. Мужчина поехал в Чечню — его брата отпустили, а правозащитника повезли к семье Марины.
Вчера она позвонила близким, чтобы попытаться мирно решить конфликт. Родственники передали телефон Магомеду. Правозащитник сказал, что он и его родственники находятся в опасности: “Мне условие ставят: одну неделю, чтоб вы приехали домой. Если за эту неделю вы не вернетесь, меня убьют”. После этого тетя Яндиевой предложила “тихо, мирно отпустить человека” — но для этого Марина должна вернуться домой.
Правозащитники СК SOS подчеркивают, что семья Яндиевой — высокопоставленные в Ингушетии чиновники. Тетя Марины — и.о. министра здравоохранения республики, дядя работает в МВД, другой дядя имеет связи с замминистра обороны РФ.