————————————
Жизнь.
Как же прекрасна «Жизнь». Или «Умирание», если в оригинале.
Все равно прекрасно, если смотреть именно под тем углом, под которым смотрит на эти процессы режиссёр Маттиас Гласнер — однозначно незабываемое немецкое открытие для меня.
Не помню, когда в последний раз что-то увлекало меня на 3 часа и овладевало моим вниманием настолько тотально.
Первое — Юмор.
Мне кажется, что вся трагичность, которую нам рисует автор в повествовании, может быть пережита исключительно с помощью циничного, черного юмора, без которого «Жизнь» невозможна.
Кто-то скажет «ты не был в такой ситуации, тут нет ничего смешного».
А я скажу, что как раз именно те, кто был в такой ситуации, понимают, что без горькой ироничной ухмылки порой не совладать с этим титаническим грузом, которым на нас давит судьба своими превратностями.
Фильм смешной, если улавливаешь этот противоречивый юмор. Не у каждого хватит смелости начать ленту с кадра бабушки, сидящей в собственных нечистотах. Не у каждого хватит смелости вложить нездоровый юмор в эту панораму. И уж точно не у каждого хватит смелости посмеяться с этого в кинозале. Смельчакам дорогу.
Второе — Музыка.
Кино умело сталкивает два мира: наш серый, бытовой, удручающий своей пресностью — и мир музыки. Мир осмысленности, философии, мир гармонии и надежды, который помогает осознать каждый прожитый день, исполненный личными трагедиями, тягостями и будничной рутиной. Вот живешь ты свою жизнь — для кого живешь? Бегаешь как курица с отрубленной головой, непонятно куда и зачем… но стоит тебе пролить на свой быт магический свет созвучий и тональностей, как всё бессмысленное внезапно выстраивается в ряд и становится не таким уж и бессмысленным.
Все музыкальные произведения, к слову, написал сам режиссер, что пронизывает ленту его творческим гением на нескольких уровнях.
Роскошный симфонический оркестр выступает не столько закадровым музыкальным оформлением, сколько общим знаменателем, по которому стоит ровнять и свою жизнь, и жизни своих близких.
Третье — Философия.
⁃ В Вашей музыке нет надежды…
⁃ Надежда в том, что мы её играем. Здесь и сейчас. В нас! В кучке обезьян, которая летит на замерзшем камне сквозь пустоту, выражает свои чувства в вибрирующий воздух и называет это музыкой. Играя её таким же обезьянам.
Боже, как же я благодарен, что кто-то в наше время еще способен мыслить подобными категориями. Унисон в душе, гармония и идеальное попадание в моё собственное мировосприятие. Сидишь, как идиот, с улыбкой и киваешь словам человека с экрана.
О чем фильм? Я сделал такой вывод: «Семья без любви — как мир без музыки. Непонятно, кто мы друг другу и зачем вообще собрались».
Четвертое — Вопросы.
О, да, не надейтесь выйти из кинозала и не думать о фильме.
⁃ Как вы поступите, если мать признается вам, что никогда вас не любила?
⁃ Что будете делать, если Ваш друг сообщит о самоубийственных намерениях и запрётся в ванной?
⁃ Кого предпочтете: не своего ребенка от любимой женщины или своего от нелюбимой?
⁃ Что важнее: премьера собственного шедевра или родная сестра, которую от этой премьеры буквально мутит и воротит?
Смело идите и готовьтесь размышлять над не самыми удобными вопросами.
Минус есть лишь один. Хронометраж.
Как по мне, можно было смело сократить минут на 30, но я уверен, что всё несущественное из фильма и так было выброшено. А значит, отсидеть 3 часа необходимо, чтобы пропитать себя этой немецкой драмой полностью и без остатка.
В остальном - фильм идеальный. Не думаю, что поставлю его на романтическом свидании, не думаю, что посоветую включить его на тусовке. Вы - единственные, кому я могу его посоветовать.
Что я и делаю.
Как и сделали ребята из Про:Взгляда, вытаскивая меня из череды голливудских блокбастеров в мир настоящего кино.
За что им в очередной раз огромное спасибо!
#Трактовник