Осторожно, новости:

«Тинькофф банк» собирает и отправляет биометрические данные клиентов в «Госуслуги». При этом согласием на их сбор могут посчитать даже клик на сторис в приложении банка. Несколько месяцев назад приложение «Тинькофф банка» стало предлагать клиентам дать согласие…

Читатели «Осторожно, новости» пожаловались, что «Тинькофф банк» передает биометрию в «Госуслуги» без их ведома — они обнаружили это после нашей прошлой публикации.

За несколько дней после выхода новости о передаче биометрии в редакцию «Осторожно, новости» обратились несколько десятков пользователей «Тинькофф банка». Все они узнали, что сервис собрал их биометрию через приложение (достаточно было кликнуть на баннер) или ввод пин-кода в банкомате. «После вашей публикации о том, что Тинькофф собирает биометрию без согласия пользователей, решила проверить эту историю у себя. Оказалось, что и я каким-то магическим образом (видимо, когда клала деньги в банкомате) дала на это согласие», — рассказала одна из наших читательниц. В каждом случае отказ от обработки нужно было заверять по телефону — при этом поддержка отговаривала от него аргументами про противодействие мошенникам. У некоторых клиентов спрашивали данные об образовании или семье, а также запрашивали информацию о состоянии счета.

С такой же проблемой столкнулись и клиенты «Сбербанка». Наши читатели посещали отделение банка, после чего обнаруживали на «Госуслугах», что сотрудники передали в систему образцы их голоса. Для отзыва согласия нужно было снова идти в банк. В Минцифры «Осторожно, новости» пояснили, что данные передают не в Госуслуги, а в Единую биометрическую систему в соответствии с положениями закона о биометрии. Туда в течение месяца после сбора данных их обязан передать банк. При этом представители Минцифры пояснили «Осторожно, новости», что банк обязан уведомлять клиента о том, что собрал биометрию ровно за месяц до её передачи в систему. На практике согласие на сбор получают незаметно для клиента.

От