​​Хорошая новость — скоро мы сможем управлять своими снами. Плохая новость — маркетологи уже хотят встраивать туда рекламу. Учёные из Массачусетского технологического института придумали, как с помощью технологий стимулировать творческий потенциал. Для этого они создали устройство, изменяющее сны.

Связь между креативностью и сновидениями известна давно. По легенде, Томас Эдисон и Сальвадор Дали применяли необычный метод сна: садились в кресло, сжимая в руке предмет вроде ложки или мячика. После погружения в сон они невольно роняли предмет и просыпались от шума. Так они получали максимальный эффект от нахождения на грани между бодрствованием и сном и запоминали пришедшие в грёзах образы.

Сегодня у этого состояния есть научное название «гипнагогия» — стадия сна, во время которой формируются яркие, сюрреалистические галлюцинации. Для улучшения креативности учёные попробовали влиять на пребывание человека в «гипнагогии». Разработанное ими устройство «Дормио» следит за организмом в различных фазах сна с помощью набора данных вроде частоты сердечных сокращений. Благодаря «Дормио» можно воздействовать на воображение испытуемого в определённые моменты сна и редактировать его содержание. Эту методику исследователи назвали инкубацией сна.

Чтобы доказать гипотезу о взаимосвязи сна и творчества, они провели «инкубации». Были отобраны несколько групп испытуемых, в том числе подверженные «инкубации сна», а также был составлен индекс креативности.

Во время теста испытуемым предлагали «подумать о дереве». Группа людей, которым про «дерево» напоминали спустя несколько минут после наступления «гипнагогии», действительно отличилась. Эти испытуемые написали самые оригинальные сочинения с упоминанием слова «дерево», нашли самое большое количество глаголов и оригинальных решений, связанных с тематикой проблемы.

Но использовать «гипнагогию» можно не только во благо. Например, в 2021 году крупная пивная компания провела эксперимент, в котором несколько добровольцев фоном прослушивали рекламный ролик во время сна. Испытуемые рассказали, что у них возникали образы и ощущения, связанные со свежестью и прохладой. Кроме того, согласно отчёту от Американской ассоциации маркетинга, 77% опрошенных маркетологов хотели бы использовать сновидения для рекламы в ближайшие три года.

От Baza