Филолог, преподаватель по спичрайтингу Сергей Олешко и новый пост в его колонке «О философии без душноты»:

На примере запертых в комнате людей и кресла-подушки разберёмся, как стать мудрым правителем. Помогать в этом будут Чжуан-Цзы и философия поху… даосизма.

Даосизм – учение о пути (Дао). Говорить о Дао по мнению даосов – глупость, потому что «Дао, выраженный словами – не есть истинный Дао». Всё, что даосы навыражали – по большей части афоризмы и байки. В них нет ни логики, ни авторов. Хотя и вспоминают двух философов школы Дао – Чжуан-Цзы и Лао Цзы, современные учёные убеждены, что оба имени – выдумка.

Даосы считают, что мир изначально цельный и всё в нём едино. Всё меняется, переходит из одного в другое и так будет всегда, но это всё – одно. Люди же своей суетой постоянно всё делят. Но выделяя что-либо (А), вылезает противоположность этого (не-А). Противоположности как бы порождают друг друга.

Пытаешься выразить истину словами, но получаешь ложь. Делаешь доброе – обязательно кого-то, да обидишь. Если оно так, то только бездействие поможет сохранить единство с миром.

Недеяние = идеал Дао. Это когда-то что-то происходит, а ты такой «Ну и ладно». Сидеть на полянке, никого и ничего не трогая в многодневной медитации – вот пусть мудреца. Даосы верили, что такой подход позволит сохранить и психику, и физику. Вот как об этом говорил Чжуан-Цзы:

«Не смотри, не слушай, храни свой разум, и тело само собой выправится. Если глазам нечего будет видеть, ушам нечего слышать, сердцу нечего познавать, твоя душа сохранит твоё тело, и тело проживёт долго. Береги внутреннее, замкнись от внешнего»

Уложить такую философию в голову западного человека – задача уровня божественной математики. Хотя в западной культуре есть Лебовски, который в своём пофигизме близок к Дао. А в России есть Илья Обломов – мудрец, который класть хотел на всё свой халат.

Согласно учению Дао, недеяние помогает и в государственной жизни. Ничего не делай – станешь мудрым правителем. Снова слова Чжуан-Цзы:

«Мудрый никогда не стремится обладать природным, человеческим, началом, вещами. Если кто-нибудь силой пытается овладеть страной, то не достигнет своей цели. Страна подобна таинственному сосуду. Если кто-нибудь схватит его, то потом потеряет…»

Ох и надушнил Чжуан-Цзы! Без примера тут не разберёшься, так что вот. Представьте светлую комнату без окон. В ней мягкие стены, но твёрдый пол. В комнате негде присесть или прилечь. В ней пятеро людей и вы – один из них. Дверь из комнаты заперта. Положение наше, мягко говоря, так себе: ни удобств, ни ютюбчика, ни еды, только незнакомые люди. Остаётся сидеть на твёрдом полу и мириться с убогой участью.

«Пс, парень! Хочешь кресло-мешок?» – шепот сообщает из-за двери. Вы понимаете, что хозяин кресла обращается к вам, а другие ничего не слышат. Есть шанс урвать мягоконькое и сделать попе хорошо. Обладание креслом тянет на привилегию и может даровать властное положение. Можно будет его сдать в аренду за массаж например. Но таков ли пусть мудрого даоса?

Если оставить кресло себе, в других проснётся зависть. Отдать его? Так подерутся. Сидеть на нём по очереди? Так людям будет больно возвращаться с него опять на пол, да и у твердость поп у всех разная, а у кого-то вообще грыжи.

Если же не брать кресло, то тут сплошные плюсы:

1 – Не влияя ни на кого, мы вместе с тем влияем на всех.
2 – Не дав возможности привыкнуть к комфорту, мы не добавим страданий, потому что комфорт этот не вечен.
3 – Не принимая такое кресло раздора, мы сохраняем то единство, которое в людях натурально сложились.

Не брать кресло = позволить всему существовать как есть. Вот пусть мудрого правителя.

Хорошо: просто осознать, что кто-то шепчет о кресле и не ответить. Идеально: уйти в себя и не слышать, и не чувствовать ничего.

Когда в своём безделье вы находите спокойствие, то возможно, вы приблизились к Дао. Пускай вас упрекают в лени и прокрастинации, но мы-то теперь знаем, что пусть мудреца вымощен… да ничем он не вымощен! Мудрец тупо сидит и пофиг. На этом всё, ибо говоря словами Чжуан-Цзы: «Разговоры о пути лишь отдаляют от него…».