Филолог, преподаватель по спичрайтингу Сергей Олешко и новый выпуск его колонки «О философии без душноты»:

У меня для вас две новости: хорошая и плохая. Хорошая – дальше будет весело и задорно о философе Мартине Хайдеггере, готах-колготах на кладбище, а ещё три анекдота. Плохая новость – всё равно мы все умрём.

Если у кого-то мысли о смерти вызывают дискомфорт и тревогу, немецкий философ XX века Мартин Хайдеггер ответил бы, что этот человек ещё толком и не жил.

Мартин Хайдеггер считал, что душа человека страдает от многих болезней. Например, люди перестали замечать, что живут. В теории всякий человек знает, что жив, но это знание тонет в океане повседневной рутины. Чувство жизни человек остро ощущает лишь иногда, а то и вовсе никогда.

По мысли Хайдеггера, мы не понимаем бытия (жизни), потому что старательно избегаем небытия (смерти). Простой тому пример: стоит мне заикнуться с родителями о смерти, так они охают и говорят, что лучше бы о жизни думал. Но чтобы жить истинной жизнью, мы должны принять без экивоков факт собственной смертности – так считал немецкий философ. Только после этого мы сможем взять ответственность за свою жизнь и наполнить её смыслом, оставаясь в тени предстоящего ухода.

Вот анекдот в тему:

Человек просит гадалку рассказать, каков из себя рай. Она задумчиво смотрит в стеклянный шар и произносит:
— Что ж, есть две новости: хорошая и плохая. Хорошая – в раю есть бар по системе «всё включено».
— Ух ты круто! А плохая новость?
— Бармен спрашивает, какой тебе завтра приготовить коктейль...

***

Интересно, а как этот тип из анекдота будет доживать свой день? Для Хайдеггера жизнь в тени смерти – это не просто признак высокого мужества, а вообще единственный способ истинного существования, поскольку наша жизнь может оборваться в любую минуту.

Если вы всё ещё отрицаете смерть, то вот вам второй анекдот:

Художник: Ну, как там продаются мои картины?
Продавец картин: Есть две новости, хорошая и плохая. Хорошая: вчера клиент спросил, а вырастут ли цены на ваши картины, если вы умрёте. Я ответил, что да, и он скупил все ваши полотна.
Художник: Ух ты, класс! А плохая новость?
Продавец картин: Это был ваш лечащий врач.

***

Даже после анекдотов не совсем понятно, а как развить умение жить истинной жизнью, постоянно помня о смерти. У Мартина Хайдеггера после одной из лекций прямо спросили, что конкретно делать, чтобы бытие было подлинное. Философ на серьёзных щщах ответил, что надо больше времени проводить на кладбище.

Возможно, Хайдеггер был одним из первых готов. Ну это же их тема. Лет в 17 слушал всякую музыкальную чернь: трэш-метал, индастриал, готик-рок. Мрачным фрегатом в океане скорбных страданий под гитары была группа Umbra Et Imago.

В 2004 году у них вышел альбом «Memento Mori» («Помни о смерти»). В буклете к альбому были голые люди, вымазанные серой краской и уложенные так, чтобы походило на череп. В других промо-материалах музыканты позировали на кладбище. Прошло 20 лет, все участники группы живы и, если верить теории Хайдеггера, живут истинной жизнью.

Ну и последний анекдот:

Два друга прочитали эту заметку и один смеётся, а второго накрыла тревога. Тот, что встревожен, спрашивает приятеля:
— Да почему ты смеёшься? Страх смерти — это не повод для шуток!
— О, есть вещи похуже смерти.
— Хуже смерти? Что же?
— Тебе когда-нибудь доводилось весь вечер слушать русский рэп?

***

Помню, что был период в несколько лет, когда мысли о смерти казались мне чем-то неправильным. Словно избегал их, как чего-то гадкого. Хайдеггер в своих сочинениях бубнел по этому поводу. Ему не нравилось, что люди считают размышления о смерти трусостью и мрачным бегством от мира. Думаю, что он был прав. Думать о смерти — смело и важно.

«Мы все умрём» — плохая новость, которая при более глубоком рассмотрении превращается в хорошую, потому что позволяет начать жить истинной жизнью.