Колонка главного редактора сайта «Русская Семерка» Василия Ходарева, специально для «Вечернего Телеграма»:

Изучая историю на переломе эпох, можно найти совпадения и провести параллели с современной Россией. Одним из наиболее интересных является период правления Петра Великого — историки до сих пор не могут сойтись во мнениях, был первый российский император гением или злодеем.

Однако гораздо интереснее понять, какие явления и причины подтолкнули Петра к действию.

Большинство исследователей при оценке петровских реформ придерживается теории, которая разделяет Европу на развитую и Московию народную. Согласно этой точке зрения, в конце XVII века Россия была огромным необжитым пространством, где почти не было коммуникаций и промышленности. Эксперты полагают, что без соответствующих реформ, стране, полностью ориентировавшейся на сельское хозяйство, было очень трудно достичь уровня европейских государств. Петру для преодоления полного экономического отставания и сопротивления населения России, потребовались радикальные преобразования, которые привели к большому числу жертв и снижению уровня жизни.

Как пишет Веллер, если бы Петр не начал использовать свои ужасные, деспотические методы, чтобы вернуть Россию на путь, с которого она сбилась в XIII веке, став вассалом Золотой Орды, то к XX веку наша страна была бы как Китай 1900 года — слабым и отсталым государством, раздробленным европейскими державами.

Впрочем, некоторые российские экономисты считают, что Петр отправил Россию назад. По их мнению, промышленность, основанная на крепостном труде, привела к дальнейшему отставанию России в XVIII-XIX веках.

Тем не менее, Петр, переступив порог Немецкой слободы, на всю жизнь стал увлечен идеей европейского пути для России. Он изучал различные аспекты и новшества Европы, чтобы удовлетворить свое любопытство. Он был обречен на встряхивание России, которая тогда находилась в полудреме. Именно там он осознал, что без науки, которой в России фактически не было, страна обречена на отсталость от Европы.

В период, когда Россию окружали сильные противники, такие как Польша, Швеция, Турция, Персия, Крымское ханство и многочисленные восточные кочевники, стране требовалась мощная и боеспособная армия. Хотя в русско-польской войне (1654-1667 гг.) русская армия доказала свою силу, на рубеже XVII-XVIII веков ее конкурентоспособность стала снижаться.

Публицист Валентин Жаронкин отмечает, что в стране просто не было достаточных средств для содержания постоянной армии. Россия испытывала дефицит практически во всем: в основных военных, юридических, технических знаниях, в наличии инженерных кадров, опытных военачальников и современного вооружения.

На Западе было явное сознание экономической и военной отсталости России. Даже ученый Иоганн Готфрид Лейбниц в 1670 году заявил, что будущее России — это стать колонией Швеции. Петр, благодаря своим контактам с иностранными послами, прекрасно все это понимал, и поэтому реорганизация армии стала для него необходимостью. Он начал свои военные реформы, значительно увеличивая расходы на содержание вооруженных сил. Если его предшественник Федор Алексеевич тратил из казны 46% на военные нужды, то при Петре эти расходы возросли до 80%.

Петр готовился к продолжительным войнам, что объясняет то, что за 43 года своего правления, 26 лет пришлось на войны с Турцией и Швецией. Русское царство ждала череда жестоких битв и блистательных побед, чтобы в 1721 году оно превратилась в Российскую империю.

#Ходарев #РусскаяСемерка #Россия