Колонка главного редактора сайта «Русская Семерка» Василия Ходарева, специально для «Вечернего Телеграма»

Раз уж зашла речь о введении в образовательную программу «Основ безопасности и защиты Родины», расскажу, чему учили на аналогичных уроках в СССР.

В эпоху «холодной войны» советские люди вполне допускали, что «вероятный противник» может ударить атомной бомбой по мирным городам. И, стоит отметить, не без оснований – достаточно вспомнить целый цикл рассекреченных планов США, начиная с плана «Дропшот» по массовым ядерным бомбардировкам СССР.

Для противодействия замыслам противника в СССР создали целую инфраструктуру выживания, которая включала в себя создание сети бомбоубежищ и наполнение их всем необходимым, от запасов медикаментов, провианта и снаряжение, до средств, позволяющих восстановить уничтоженные стратегические объекты.

Однако, как бы ни были снаряжены и готовы убежища, это все ничего не значило, если люди, которые будут укрываться в них, не будут иметь соответствующей подготовки. Для этого в СССР существовали специальные учебные программы. «Начальная военная подготовка» (НВП) для школьников и курс «Гражданской обороны» (ГО) для студентов.

Детям рассказывали о том, что убежища построены из более прочных материалов, чем обычные здания, имеют надежные перекрытия, систему вентиляции, оборудованы санузлами и электрогенераторами.
В случае ядерной атаки в городе, который подвергается нападению, зазвучит сигнал тревоги, и по этому сигналу все должны быстро и организованно спуститься в ближайшее убежище.

Демонстрировались учебные плакаты, на которых изображалось внутреннее устройство таких помещений. В сельской местности, как рассказывали детям, жителям следует создавать укрытия, устроенные точно так же, как землянки времен Великой Отечественной войны. Для перекрытий рекомендовалось использовать бревна, хворост, даже глиняные кирпичи.

Каждый советский школьник знал, что если убежище или укрытие находятся далеко, можно спрятаться в подвале или погребе, упасть в какую-нибудь канаву, яму или овраг. Нужно спрятать лицо и руки, по возможности, накрыться чем-нибудь, и ни в коем случае не смотреть в сторону вспышки, поскольку это чревато ожогом и слепотой. Находящимся в школьных классах детям рекомендовалось спрятаться под парты. Если школа находится достаточно далеко от эпицентра, то это должно спасти от осколков стекла из окон и все от той же ослепительной вспышки.

После взрыва выжившие должны как можно дольше находиться в безопасном месте. Каждому школьнику было известно, что в первые 4-5 дней после взрыва радиационный фон таков, что убьет всякого, кто находится на поверхности. Через 5 дней из убежища должен выйти разведчик, облаченный в специальный защитный костюм и снабженный дозиметром (они хранились в убежищах и ими учили пользоваться).

Если разведчик убедился в том, что уровень радиации упал, то остальные тоже могут выйти. Далее, как было сказано в специальной брошюре «Это должен знать и уметь каждый» под редакцией Королева, необходимо воспользоваться средствами индивидуальной защиты и приготовиться к эвакуации.

Главное средство индивидуальной защиты — это противогаз, который в советское время умел собрать и правильно надеть каждый школьник. Если противогаза не было, учили делать и использовать респираторы или самодельные ватно-марлевые повязки. Рассказывали и о том, как нужно одеться, чтобы защититься от радиоактивной пыли и дождей.

Одной лишь теорией во времена «холодной войны» не ограничивались. Регулярно проводились учебные тренировки и отработка действий на случай нападения «вероятного противника», большой популярностью пользовалась игра «Зарница», в ходе которой дети учились ориентироваться на местности, действовать в экстремальной ситуации и оказывать первую помощь пострадавшим.

Отношение к таким урокам и тренировкам нередко было легкомысленным и, отчасти, даже юмористическим, но во время этих занятий, преподаваемых в форме игры, в головах оседало немало полезной информации.

Обсудить материал/предложить вашу тему колумнисту:
📱 @vecherniy_tgbot

#Ходарев #РусскаяСемерка #РожденныйВСССР