Колонка главного редактора сайта «Русская Семерка» Василия Ходарева, специально для «Вечернего Телеграма»

Революция 1917 года перевернула судьбы многих жителей Российской Империи. Спасаясь от мести разъяренных пролетариев, ведомых нехитрыми лозунгами большевиков, вчерашняя элита бежала за границу. Кто-то стал таксистом в Париже и исчез в водовороте событий, а кто-то смог и на чужбине вписать свое имя в историю. Одним из таких неистовых людей оказался русский генерал Беляев, который стал ни много ни мало «русским богом» для индейцев Парагвая.

Иван Тимофеевич Беляев родился в 1875 году в семье потомственного офицера царской армии. В возрасте 17 лет он поступил на военную службу. Следуя по стопам своего отца, командующего артиллерийской бригадой, к началу Первой мировой войны Беляев стал полковником и командовал батареей в 1 Кавказском артиллерийском дивизионе. Он принимал участие во многих сражениях и героически воевал в Брусиловском прорыве. В 1917 году Беляев стал генерал-майором.

Относясь к большевизму как к "болезни", с весны 1918 года убежденный монархист Беляев командовал батареей в белой Добровольческой армии, а затем полностью отвечал за артиллерийское хозяйство армии. В 1920 году вместе с остатками белых частей Беляев был эвакуирован морем в район пролива Дарданеллы.

Находясь в эмиграции, Иван Беляев сменил несколько стран, проживая в Турции, Болгарии и Аргентине, пока в 1924 году не прибыл в Парагвай, где тогда практически не было русских эмигрантов. Эта страна привлекала его с детства, когда он увлекался индейцами. В Парагвае Беляев стал одним из основателей русской колонии Новая Москва. Преподавал военное дело, а в октябре 1924 года правительство страны отправило его в экспедицию в неизученный район Гран-Чако, на территории которого ожидалось военное столкновение с Боливией. За голову русского первопроходца боливийские газеты даже предлагали 500 тыс. песо. Беляев занимался исследованиями местности, населения провинции и его языков до 1932 года, когда началась Чакская война.

В 1932 году началась война между Парагваем и Боливией за область Гран-Чако, богатую нефтью и газом. Беляев, который имел большой опыт военного дела, предложил свои услуги парагвайскому правительству. Вскоре он был назначен командующим одной из дивизий парагвайской армии.

Во время войны Иван Тимофеевич проявил себя как отличный стратег и тактик. Он сумел организовать оборону парагвайских войск и успешно отразить атаки боливийской армии. Благодаря его усилиям, парагвайцы одержали ряд важных побед и сумели отбить большую часть территории Гран-Чако.

Но почему индейцы Парагвая стали называть Беляева "русским богом"?

После войны Иван Беляев продолжал жить среди них. От этнографических исследований он перешел к защите интересов коренных жителей Парагвая, разочаровавшись в идее устроить в Парагвае новую Святую Русь.

Беляев видел в коренном населении Южной Америки потомков азиатов и искал подтверждение этой теории в фольклоре индейцев. Он считал, что их языки родственны индоевропейским и восходят к санскриту. Как лингвист, Беляев составил словари нескольких языков, переведя их на русский и испанский.

Отстаивая гражданские права для индейцев, русский генерал писал письма в Лигу наций. В 1943 году Беляев добился разрешения создать индейскую колонию, тогда же он возглавил Национальный патронат по делам индейцев.

Иван Беляев скончался 19 января 1957 года. Почетного гражданина Парагвая отпели в православном храме в столице страны, а затем похоронили на земле народа мака поблизости от Асунсьона. В день его смерти индейцы, по их признанию, почувствовали себя «сиротами», они относились к нему как к посланнику Бога. Портреты Беляева до сих пор украшают дома индейцев мака, а в одном из поселений ему установлен памятник.

Обсудить материал/предложить вашу тему колумнисту:
📱 @vecherniy_tgbot

#Ходарев #РусскаяСемерка #ЭкстремальнаяЭтнография